Комментарий ГАРАНТа

См. графическую копию официальной публикации

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 88
"Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и Положения о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации"

 

В целях усиления государственного управления и контроля в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Основные положения государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации;

Положение о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Путин

 

Основные положения
государственной политики в области распределения, использования
и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 88)

 

1. Настоящие Основные положения регулируют деятельность, связанную с распределением, использованием и защитой орбитально-частотного ресурса Российской Федерации, в осуществлении которой участвуют федеральные органы исполнительной власти и пользователи орбитально-частотного ресурса.

2. Защита орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и управление его использованием являются одной из важнейших областей деятельности государства, связанной с экономическими и социальными аспектами развития страны, обеспечением президентской и правительственной связи, нужд обороны, безопасности, охраны правопорядка, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.

3. В отношении пользователей орбитально-частотного ресурса, радиоэлектронные средства которых находятся в международных водах, воздушном и космическом пространстве или на территории иностранных государств под юрисдикцией Российской Федерации, настоящие Основные положения применяются с учетом обязательств Российской Федерации, вытекающих из Устава и Конвенции Международного союза электросвязи и межправительственных соглашений, а также законодательства иностранных государств.

4. Государственная политика в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса осуществляется на следующих основных принципах:

1) исключительное право государства на распределение, использование и защиту орбитально-частотного ресурса. При этом орбитально-частотные позиции не подлежат передаче в собственность, приватизации или постоянному бессрочному закреплению;

2) разработка и реализация единой технической политики и процедур в области использования орбитально-частотного ресурса с учетом международных договоров Российской Федерации;

3) обеспечение приоритета нужд президентской и правительственной связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка;

4) развитие в рамках конверсии гражданских радиослужб для использования орбитально-частотного ресурса, осуществление мер по расширению возможностей развития гражданских радиослужб путем конверсии радиочастотного спектра с учетом его распределения, установленного Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи, и обеспечения достаточности орбитально-частотного ресурса для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

5) осуществление международной деятельности Российской Федерации в области радиосвязи в целях обеспечения национальных интересов, участие в международных организациях, а также в совместных проектах по исследованию и использованию космического пространства;

6) внедрение экономических методов управления орбитально-частотным ресурсом, реализация в отношении негосударственных пользователей политики внедрения рыночных механизмов в процессы регулирования использования орбитально-частотного ресурса путем определения его экономической ценности (рыночной стоимости), а также направление прибыли, полученной в процессе рыночного регулирования использования частот, в первую очередь на поддержание и развитие российских систем спутниковой связи и вещания;

7) внедрение эффективных методов планирования, распределения и использования орбитально-частотного ресурса, осуществление мер по отзыву разрешений на присвоение, выделение или резервирование полос частот для любых категорий пользователей, если в установленном порядке не подтверждается их реальное или своевременное использование, недопущение нанесения при этом ущерба интересам обороны и безопасности страны;

8) осуществление общегосударственной системы контроля и инспекции за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации правил использования радиочастотного спектра и орбитально-частотного ресурса.

5. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом государства и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О связи" федеральными органами исполнительной власти в области связи, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

 

Комментарий ГАРАНТа

См. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"

 

Ответственность за общее регулирование в области управления распределением, использованием и защитой орбитально-частотного ресурса в Российской Федерации несут Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

По поручению Правительства Российской Федерации деятельность по распределению орбитально-частотного ресурса проводится Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации. Деятельность этой Комиссии осуществляется на основе положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Нормативные акты и распоряжения указанной Комиссии по вопросам распределения и использования орбитально-частотного ресурса, обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств космических и наземных радиослужб и международно-правовой защиты являются обязательными для всех пользователей орбитально-частотного ресурса независимо от их местонахождения и формы собственности.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти при управлении распределением, использованием и защитой орбитально-частотного ресурса подведомственных радиоэлектронных средств, а также размер платы за использование орбитально-частотного ресурса и порядок ее внесения определяются Правительством Российской Федерации.

6. Выделение полос частот для разработки (модернизации), производства или приобретения радиоэлектронных средств спутниковых и космических систем производится Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.

7. Государственная комиссия по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации при распределении орбитально-частотного ресурса должна руководствоваться следующими приоритетами:

1) использование российских спутниковых систем связи;

2) использование спутниковых систем связи международных организаций, членом которых является Российская Федерация;

3) использование находящихся под юрисдикцией иностранных государств спутниковых систем связи, координация сетей которых с сетями администрации связи Российской Федерации завершена.

8. Доступ пользователей к орбитально-частотному ресурсу обеспечивается в разрешительном порядке при равных правах юридических и физических лиц на использование радиочастотного спектра и орбитальных позиций с учетом антимонопольного законодательства и при безусловном обеспечении приоритетности решения задач обороны и безопасности страны.

Право на использование орбитально-частотного ресурса при выделении полос частот для разработки, производства (модернизации) и закупки за границей радиоэлектронных средств, а также на использование полос частот предоставляется на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.

9. Выделение и назначение (присвоение) рабочих частот и орбитальных позиций должно производиться в соответствии с распределением полос частот, установленным Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, а также международными обязательствами в области использования орбитально-частотного ресурса.

Указанная Таблица утверждается решением Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации и публикуется федеральным органом исполнительной власти в области связи (за исключением сведений, не подлежащих публикации в открытой печати в соответствии с законодательством Российской Федерации).

10. В Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российский Федерации устанавливаются следующие категории полос частот:

полосы частот для преимущественного использования радиоэлектронными средствами правительственного назначения (далее именуются - полосы частот правительственного назначения);

полосы частот для преимущественного использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения (далее именуются - полосы частот гражданского назначения);

полосы частот для совместного использования.

11. К категории полос частот правительственного назначения отнесены полосы частот, предназначенные для использования радиоэлектронными средствами в целях обеспечения президентской, правительственной и представительской связи, потребностей обороны, безопасности, охраны правопорядка и управления воздушным движением.

К категории полос частот гражданского назначения отнесены полосы частот, предназначенные для работы сетей радиовещания, телевидения, систем связи общего пользования и ведомственных сетей связи, исключая ведомственные сети, работающие в полосах частот правительственного назначения.

К категории полос частот для совместного использования отнесены полосы частот, которые могут использоваться системами всех назначений в зависимости от потребностей пользователей любых категорий.

В пределах указанных категорий полос частот Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации могут быть определены полосы радиочастот для исключительного использования для нужд правительственной связи и обороны.

12. Ответственность за выделение полос частот возлагается:

в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот правительственного назначения, - на Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот гражданского назначения, - на Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации;

в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот для совместного использования, - на Государственную комиссию по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральную службу охраны Российской Федерации.

13. Ответственность за назначение (присвоение) рабочих частот в выделенных полосах частот возлагается:

в полосах частот правительственного назначения - на радиочастотные органы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации;

в полосах частот гражданского назначения - на Службу государственного надзора за связью в Российской Федерации;

в полосах частот для совместного использования - на Службу государственного надзора за связью в Российской Федерации (в части радиоэлектронных средств гражданского назначения), Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

14. Государственное управление использованием орбитально-частотного ресурса представляет собой комплекс административных, юридических, научных и технических мероприятий, основанных на соответствующих законодательных, нормативных правовых актах и международных соглашениях и направленных на эффективное использование орбитально-частотного ресурса.

15. В ходе проведения специальных мероприятий и в чрезвычайных ситуациях могут вводиться временные ограничения на использование радиочастотного спектра. Порядок введения ограничений и перечень органов, имеющих право на введение таких ограничений, определяются Правительством Российской Федерации.

16. Пользователи орбитально-частотного ресурса имеют право использовать присвоенную часть орбитально-частотного ресурса для осуществления разрешенного им вида деятельности и применения всех видов спутниковой связи в Российской Федерации.

17. Пользователи орбитально-частотного ресурса обязаны неукоснительно выполнять условия, определенные в выданном Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации разрешении на использование орбитально-частотного ресурса.

В случае нарушения пользователем орбитально-частотного ресурса указанных условий уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области связи имеют право прекратить или приостановить действие разрешения.

При несогласии пользователя с решением о прекращении или приостановлении действия разрешения он может обжаловать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Все радиоэлектронные средства пользователей спутниковой и космической связи подлежат регистрации в установленном порядке.

19. Международно-правовая защита представляет собой комплекс технических, правовых, организационных и научно-исследовательских мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения международного признания и защиты функционирования российских радиоэлектронных средств космических и наземных радиослужб.

20. Международно-правовая защита частотных присвоений радиоэлектронных средств Российской Федерации и орбитальных позиций искусственных спутников Земли осуществляется с целью создания благоприятных условий для развития и использования всех видов спутниковой связи в Российской Федерации посредством участия Российской Федерации в деятельности Международного союза электросвязи и его органов, а также других международных организаций, связанных с распределением и использованием радиочастотного спектра, стандартизацией радиооборудования, в том числе участия в международных конференциях, семинарах и симпозиумах по проблемам управления использованием радиочастотного спектра и обеспечения электромагнитной совместимости.

 

Комментарий ГАРАНТа

См. Положение об организации работ по участию федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации в деятельности международных организаций по вопросам распределения и использования радиочастотного спектра, утвержденное решением Государственной комиссии по радиочастотам при Мининформсвязи РФ от 27 сентября 2004 г. N 04-02-02-001

 

21. На международном уровне интересы Российской Федерации представляет в качестве администрации связи Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области связи, уполномоченный на то Правительством Российской Федерации.

22. Правительство Российской Федерации устанавливает ответственность федеральных органов исполнительной власти за распределение, использование и защиту орбитально-частотного ресурса.

Контроль за использованием орбитально-частотного ресурса и технический контроль за излучениями радиоэлектронных средств возложен на Службу государственного надзора за связью в Российской Федерации и соответствующие службы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Вопросы использования радиочастотного спектра и орбитально-частотного ресурса, предназначенных для обеспечения президентской и правительственной связи, нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка, не входят в сферу деятельности Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации.

23. Заполнение орбитальных позиций, используемых для связи и вещания в Российской Федерации, космическими аппаратами связи осуществляется в рамках Федеральной космической программы России на основе государственного заказа согласно плану замены космических аппаратов, выработавших свой ресурс, а также по заявкам пользователей в соответствии с настоящими Основными положениями.

Создание космических аппаратов связи осуществляется в рамках Федеральной космической программы России.

 

Положение
о государственном регулировании допуска и использования
иностранных систем спутниковой связи и вещания
в информационном (телекоммуникационном) пространстве
Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 88)

 

1. Настоящее Положение регулирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по допуску и использованию иностранных систем спутниковой связи и вещания гражданского назначения для предоставления услуг связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации.

2. Под иностранной системой спутниковой связи и вещания понимается система, имеющая частотное присвоение, заявленное, скоординированное и зарегистрированное в Международном союзе электросвязи другим государством или международной организацией.

Под иностранным спутником связи и вещания понимается спутник, изготовленный и введенный в эксплуатацию иностранным предприятием (организацией) или международной организацией, использующий иностранное программное обеспечение управления.

Остальные термины, используемые в настоящем Положении, соответствуют указанным в Регламенте радиосвязи Международного союза электросвязи.

3. Спутниковая связь в Российской Федерации является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры страны и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственный комплекс под юрисдикцией Российской Федерации.

4. Одними из основных факторов осуществления спутниковой связи являются:

1) обеспечение надежности связи и управление ею с учетом сетевых технологических особенностей на основе российских стандартов;

2) обеспечение в соответствии с государственной научно-технической политикой приоритета производства и эксплуатации произведенных в Российской Федерации средств связи.

5. Спутниковая составляющая системы связи страны базируется преимущественно на российских средствах связи, то есть в качестве основы которой используются спутники связи, создаваемые и действующие в рамках Федеральной космической программы России.

6. В информационное (телекоммуникационное) пространство Российской Федерации на основании решений Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации могут быть допущены иностранные системы спутниковой связи и вещания, прошедшие международную координацию в рамках Международного союза электросвязи, и пользователи.

Возможность использования на телекоммуникационном рынке Российской Федерации как иностранных систем спутниковой связи и вещания, так и отдельных иностранных спутников связи и вещания определяется соглашениями о вступлении Российской Федерации в международные организации спутниковой связи или решениями Правительства Российской Федерации и решениями Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, в отношении иностранных глобальных систем подвижной спутниковой связи - решениями Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации.

Использование иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации допускается в основном для нужд коммерческих структур и в исключительных случаях - для нужд государственных структур по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Иностранные системы спутниковой связи и вещания могут быть допущены на телекоммуникационный рынок Российской Федерации для организации международных связей и в отдельных случаях - для организации на территории Российской Федерации сетей спутниковой связи и вещания в период отсутствия возможности использования аналогичных российских систем спутниковой связи и вещания.

Решение об использовании указанных систем, в том числе во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, принимается Правительством Российской Федерации по представлению Государственной комиссии по электросвязи при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации на основании заключения межведомственной комиссии, в состав которой входят представители Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства.

Выделение полос частот для указанных систем осуществляется в установленном порядке Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации без ущерба для развития российских систем спутниковой связи и вещания.

7. Создание и развитие наземной инфраструктуры, а также организация предоставления услуг связи на территории Российской Федерации относятся к компетенции российских операторов связи (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), получивших в установленном порядке лицензию на осуществление указанной деятельности.

К исключительной зоне обслуживания российского оператора связи относится соответствующая часть территории Российской Федерации, включая воздушное пространство над ней. В пределах зоны обслуживания могут быть выделены территории, на которых запрещено предоставление услуг связи и вещания с использованием отдельных полос частот и типов радиоэлектронных средств.

8. Причинами запрета на обслуживание территорий являются: нарушение требований государственной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации;

нарушение требований электромагнитной совместимости для радиоэлектронных средств спутниковой и космической связи.

9. Выдачу российским операторам лицензий на предоставление услуг связи с использованием иностранных систем спутниковой связи и вещания производит Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.

10. В случае использования глобальных подвижных систем спутниковой связи, создаваемых вне рамок международных соглашений Российской Федерации, лицензия выдается после представления компанией - владельцем системы признанных на международном уровне гарантий (в форме соглашения, заключенного российским оператором связи по согласованию с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации, с обязательным указанием, что система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не может нанести ущерб личности, обществу и государству).

11. В лицензию в обязательном порядке включаются требования о предоставлении безусловного приоритета всем сообщениям об угрозе жизнедеятельности на земле, в море, воздухе и космическом пространстве, о неотложных мероприятиях в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных бедствиях.

Во время стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уполномоченным государственным органом должно быть обеспечено право на приоритетное использование, а также приостановление функционирования российских сегментов соответствующих систем спутниковой связи на территории Российской Федерации.

Лицензия дает право оператору связи после проведения сертификации оборудования и получения разрешения Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации на использование рабочих частот и эксплуатацию начать предоставление услуг электросвязи.

12. Операторы связи российских сетей должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с учетом обеспечения информационной безопасности и оперативно-разыскных мероприятий) и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти в области связи по вопросам управления сетями связи, организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сетей связи и технической эксплуатации средств связи.

13. Предоставление услуг связи с использованием иностранных систем спутниковой связи и вещания на территории Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с международными процедурами и правилами, предусматривающими суверенное право каждого государства регулировать свою деятельность в области связи.

14. Эксплуатация иностранной системы спутниковой связи и вещания проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями лицензии.

15. К использованию на территории Российской Федерации допускаются наземные станции систем спутниковой связи и вещания, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. Изменение состава наземных станций, систем спутниковой связи и вещания, связанное с появлением новых типов оборудования или модернизацией существующего, подлежит сертификации в установленном порядке.

В течение всего срока действия сертификата проводится инспекционный контроль в целях проверки соответствия основных характеристик оборудования техническим требованиям, требованиям информационной безопасности, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий.

17. Взаимодействие системы управления сети спутниковой связи с центрами управления взаимоувязанной сети связи Российской Федерации осуществляется по схеме, утвержденной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации. При этом допускается, что центральные управляющие наземные станции систем спутниковой связи и вещания и наземные комплексы управления спутниками по решению Правительства Российской Федерации могут быть расположены вне территории Российской Федерации.

18. Не допускается использование в сети спутниковой связи средств криптографической защиты без соответствующей лицензии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, полученной в установленном порядке.

 

Комментарий ГАРАНТа

См. Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденное приказом ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. N 66

 

19. Технические средства сети спутниковой связи, включая средства защиты информации, не сертифицированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не могут быть использованы для передачи сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, подлежащей обязательной защите.