Опыт применения систем обнаружения и оповещения в субъектах Российской Федерации

Анализ сведений о существующих системах обнаружения ДТП в субъектах РФ (на примере Курской области)

Проведенный анализ сведений по системам обнаружения ДТП, произошедшим на территории Курской области показал, что в 36% информация о ДТП напрямую поступила в ЕДДС по телефону единой службы спасения 112 (Системы 112).

В 64 % информация о ДТП поступила с использованием телефонов очевидцев, врачей СМП (через службу 03) или сотрудников ГИБДД (через службу 02).

Очевидно, что создание интегрированной системы поступления информации о ДТП значительно повышает эффективность обнаружения места ДТП, что снижает причиненный ущерб жизни и здоровью людей.

В Курской области принята областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Курской области в 2006-2012 годах», которая утверждена постановлением Курской областной думы от 27 июля 2006г. № 127-IV ОД.

Концепция этой областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006 — 2012 годы» была обсуждена на заседании круглого стола в УГИБДД УВД Курской области с руководящим составом области, г. Курска, УВД и ГУ МЧС России по Курской области. Были обсуждены вопросы взаимодействия сил и средств, участвующих в ликвидации ДТП, а также подготовлены предложения по снижению гибели и травматизма населения области в ДТП и представлены на рассмотрение и утверждение Губернатору.

Основные мероприятия Программы планируется осуществлять по следующим направлениям:

1) повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

2) осуществление организационно-планировочных и инженерных мероприятий, направленных на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах;

3) развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

4) совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения. Мероприятия каждого направления сформированы по следующему принципу:

— научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы;

— нормативно-правовое обеспечение;

— организационные мероприятия;

— внедрение инженерных и автоматизированных систем, других технических средств.

Исполнители основных мероприятий Программы:

— УВД Курской области;

— ГИБДД УВД Курской области;

— ГУ МЧС России по Курской области;

— комитет здравоохранения Курской области;

— комитет образования Курской области;

— комитет строительства и эксплуатации, автомобильных дорог Курской области.

Для достижения повышения безопасности дорожного движения необходимо решить следующие задачи:

— создание комплексной системы профилактики, которая позволит формировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения и негативное отношение к правонарушениям в сфере дорожного движения;

— поддержка детских и молодежных организаций и объединений, участвующих в реализации социальных проектов в сфере воспитания;

— коренная модернизация системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у участников дорожного движения навыков безопасного поведения;

— создание условий для значительного повышения качества подготовки водителей транспортных средств, совершенствование системы повышения их квалификации;

— повышение правового сознания населения в целях соблюдения им норм и правил дорожного движения, эффективная организация контрольно-надзорной деятельности, внедрение новых форм и методов надзора, широкое применение современных автоматических систем и средств, оптимизация нормативно-правового регулирования;

— ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, предотвращение заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети,

— организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств (светофоров и прочее) и автоматизированных систем управления движением, строительство подземных и надземных пешеходных переходов;

— сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия и повышение эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим;

— построение оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе обеспечивающих экономическую заинтересованность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в финансировании на долевой основе с федеральным бюджетом мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в своих регионах и муниципальных образованиях.

В целях выполнения мероприятий областной целевой программы в ГУ МЧС России по Курской области, выполняются мероприятия, направленные на повышение оперативности реагирования при получении сообщений о ДТП на дорогах области.

Так реализован план прикрытия автомобильных дорог области, АСС и пожарными подразделениями ППС Курской области. Данным планом определены участки дорог Федерального, областного и муниципального значения, закрепленные за конкретными спасательными формированиями, пожарными частями ППС Курской области.

Схема прикрытия автомобильных дорог Курской области показана на рисунке 1.

Определен порядок получения информации и реагирования, решены вопросы взаимодействия при ликвидации этого вида ЧС, вопросы координации сил и средств.

Одним из важных направлений для снижения гибели людей попавших в ДТП является своевременное оказание помощи спасателями и медицинским персоналом. Как показывает опыт, что оказание необходимой помощи пострадавшим первые 30-40 минут после его совершения позволяет резко в 2-3 раза снизить количество погибших.

Своевременность оказания квалифицированной помощи складывается из многих факторов, но решающим из них являются:

— время прохождения информации от момента наступления ДТП до получения сигнала службами спасения;

— время прибытия служб спасения к месту ДТП;

— оснащение служб необходимыми средствами спасения;

— профессиональная подготовка спасателей к выполнению АСР;

— организация выполнения АСР;

Для повышения оперативности реагирования при возникновении ДТП во всех 28 районах области созданы и функционируют в круглосуточном режиме ЕДДС, которые принимают информацию о случаях ДТП и организуют ликвидацию и координацию действий сил оперативного реагирования района.

Вся территория области разделена на зоны ответственности между ЕДДС в пределах муниципального образования. При возникновении ДТП на территории ответственности, сигнал принимает оперативный дежурный ЕДДС того района, на территории которого произошло ДТП. При получении сообщения оперативный дежурный уточняет:

— место, где произошло ДТП (точный адрес места ДТП, название населенного пункта, улицы, участка трассы или шоссе) и другую необходимую информацию;

— количество ТС попавших в ДТП и их типы;

— количество заблокированных людей в ТС;

— наличие и количество погибших, раненых и степень тяжести травм;

— наличие опасных грузов (предупреждающие надписи или таблицы на ТС) и наличие других опасных факторов (угроза возгорания, падение в воду и т.п.);

— пути кратчайшего проезда к месту ДТП;

— необходимость и количество специальной техники для ликвидации ДТП (подъемный кран, эвакуатор, тягач, пожарная машина и т.д.)

— данные об источнике информации (Ф.И.О., место работы, номер телефон и т.д.).

При получении сообщения о ДТП на ЖД транспорте уточняются:

— точный адрес (наименование железной дороги, название станции, перегон между станциями, удаленность от перегона, станции);

— наличие пострадавших, погибших людей и угрозы их жизни;

— вид ДТП (пожар, взрыв, террористический акт, повреждение ЖД путей, сход подвижного состава с путей и т.д.)

— тип ЖД транспорта (пассажирский, грузовой с вагонами, платформами или локомотив и т.д.);

— вид перевозимого груза, его характеристики (пожаро-взрывоопасность, радиационная опасность, химико-биологическая опасность и т.п.);

— характер повреждения железнодорожных путей, локомотива и груза, опасность распространения возможной чрезвычайной ситуации на жилые застройки, промышленные объекты и объекты с массовым пребыванием людей.

— пути подъезда к месту ДТП.

В дальнейшем оперативный дежурный согласно плана ликвидации ЧС и соглашения о взаимодействии и информационном обмене сообщает по установленным каналам связи информацию о ДТП в службы, которые предполагается использовать для ликвидации (02; 03, ПЧ и службу эксплуатации дорог) и дает указание на убытие сил к месту ДТП.

Если ДТП по критериям подходит под ЧС, то оперативный дежурный ЕДДС производит оповещение членов КЧС района, которые создают штаб и в дальнейшем производят руководство ходом ликвидации ДТП.

Прибыв, к месту ДТП первые из служб производят доклад оперативному дежурному ЕДДС по установленной форме о масштабе ДТП, количестве пострадавших и о достаточности сил для прибывших к месту ДТП для ликвидации и оказания помощи пострадавших.

Если сил оперативного реагирования данного муниципального образования недостаточно то оперативный дежурный ЕДДС имеет возможность, обратится за помощью в ближайшее муниципальное образования, с которыми также заключаются соглашения о взаимодействии.

Все ЕДДС районов области включены в корпоративную систему связи. Схема корпоративной системы связи приведена на рисунке 2.

В зависимости от масштаба ДТП могут, привлекаться силы АСС области для ликвидации ДТП. Вызов АСС области производится через оперативного дежурного ЦУКС субъекта и одновременным докладом о ДТП на территории муниципального образования.

В случае если ДТП происходит за пределами населенного пункта, информация о ДТП на ЕДДС передается через сеть операторов мобильной связи по номеру «112». Все основные дороги, проходящие через территорию области, находятся в зонах радиопокрытия мобильных систем связи. Также в зонах ответственности ЕДДС расположенных вдоль трасс федерального значения на ЕДДС установлены на дежурство радиостанции Си-Би диапазона на 9 канале частотой 27 065 кГц. Участники дорожного движения, автотранспорт которых оборудован радиостанциями Си-Би диапазона, имеют возможность сообщить о ДТП и получить иную информацию о состоянии на дорогах зоны ответственности ЕДДС муниципального образования.

Как показал опыт и проведенные совместные тренировки, служб обеспечивающих общественную безопасность и жизнедеятельность населения Курской области организовать взаимодействие и координацию действий сил постоянной готовности при существующих системах связи не предоставляется возможным.

Системы связи служб строятся по своей ведомственной принадлежности работают на своих фиксированных радиочастотах. Как правило, используют устаревший аналоговый парк радиостанций, которые не позволяют в полной мере произвести комплексное, интегрированное сопряжение всех видов, связи реализовать применение новых технологий в области передачи данных использовать функции «Глонас». При этом расходуются значительные финансовые средства на содержание, обслуживающего персонала, техническую эксплуатацию и поддержание в исправном состоянии средств связи.

Одним из вариантов решения данной проблемы является создание межведомственной единой системы оперативной транкинговой радиосвязи (ЕСОТР) стандарта ТЕТРА, которая по своим техническим возможностям позволит создать единое информационное пространство и объединить все органы власти, силовые структуры, органы, обеспечивающие жизнедеятельность населения в единою систему мобильной цифровой транкинговой радиосвязи, что приведет к повышению оперативности реагирования на ДТП снижению гибели людей при возникновении ДТП.

Учитывая состояние, уровень развития ЕДДС муниципальных образований Курской области наличие созданной и успешно функционирующей корпоративной системы связи, объединяющей все муниципальные образования области и решения Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 11 п. 5 «О создании на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112». Совместным решением министерства МЧС России и Министерством информационных технологий и связи России разработана программа развития радиоподвижной связи МЧС России на базе цифрового стандарта ТЕТРА, в которой Курская область определена как опытная зона по развертыванию цифровой подвижной радиосвязи в городе Курске. В настоящее время на территории г. Курска разворачивается система связи стандарта ТЕТРА которая позволит обеспечить взаимодействие сил оперативного реагирования при возникновении ДТП и других ЧС. Что приведет в конечном результате к сокращению времени реагирования и точному определению места совершения ДТП. Схема взаимодействия сил экстренного реагирования через систему связи ТЕТРА представлена на рисунке 3.

Пожарные части, расположенные в зонах ответственности дорог федерального значения, оснащены специнструментом «Круг-1С», «Медведь» или «Спрут». В перспективе ПЧ запланировано обеспечивать специальными легковыми автомобилями для повышения оперативности реагирования для ликвидации ДТП, оснастить ПЧ средствами спасения.

Для информирования участников дорожного движения вдоль трасс федерального, областного и муниципального значения установлены специальные знаки с символикой МЧС и номером «112» вызова служб экстренного реагирования. В зимний период при возникновении гололеда и заносов ОД ЕДДС района осуществляет контроль и координацию действия служб обеспечивающих эксплуатацию дорог района при ликвидации заносов и гололеда. Доклад, о состоянии дорог в пределах границ муниципального образования, количестве техники привлекаемой для уборки, ОД ЕДДС производит по установленной форме ОД ЦУКС области.

Во всех районах связь ОД ЕДДС с ПЧ организовано по прямым каналам связи с остальными службами экстренного реагирования проводятся работы по их созданию.

Связь с силами, выдвигаемыми, на место ДТП организовано по радиолинии УКВ диапазона на f=148,775 МГц. Радиостанциями данного диапазона укомплектованы все 28 ЕДДС районов.

При возникновении ДТП в пределах областного центра, информация поступает на оператора «112» ЦУКС субъекта, как с мобильного, так и с городского телефона, или по радиостанции Си-Би диапазона. Приняв, сигнал о ДТП, оперативный дежурный по установленным каналам связи передает информацию в службы, которые предполагается задействовать для ликвидации ДТП. Информация о ДТП может поступить вначале и в службы «02» или «03» дежурные, которых реагируют на ДТП с одновременной передачей информации оперативному дежурному ЦУКС области.

При возникновении ситуации, когда необходимо привлекать силы АСС области, оперативный дежурный ГУ отдает приказ оперативному дежурному АСС на выезд спасателей к месту ДТП. Связь между ОД ЦУКС ГУ и ОД АСС области организована по прямому каналу связи. В случае необходимости на место ДТП убывает оперативная группа ГУ МЧС России по Курской области. Оперативная группа оснащена мобильным комплектом спутниковой системой передачи видеоинформации позволяющей передавать видеоинформацию в реальном масштабе времени на ЦУКС ГУ и одновременно НЦУКС.

Созданная система обнаружения ДТП на территории Курской области позволяет своевременно реагировать на сообщения о ДТП и оказывать помощь пострадавшим. Однако, основными источниками сообщений являются очевидцы которые не всегда достоверно сообщают координаты (место) ДТП, состояния пострадавших и необходимые средства для ликвидации последствий ДТП. Для получения более достоверной информации о месте ДТП целесообразно использовать ресурс системы «ГЛОНАСС» с отображением информации на электронной карте оперативного дежурного ЕДДС.

Важным элементом в системе предупреждения ДТП является учет и анализ зарегистрированных случаев ДТП.

В целях организации мониторинга на территории Курской области Губернатор подписал Постановление «О развитии и функционировании территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера на территории Курской области». На основании этого постановления образован ТЦМП, в который вошли ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области, Управление ГИББДД при УВД Курской области и другие организации.

Между ЦУКС ГУ и ГИБДД заключено соглашение «О взаимодействии и информационном обмене при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС на территории Курской области».

На основании этого соглашения ежедневно по электронной почте ГИБДД предоставляет данные на оператора баз данных дежурной смены ЦУКС ГУ о всех случаях зарегистрированных ДТП на территории Курской области.

В ГУ МЧС России по Курской области учет ДТП организован в отделении организационного планирования и информационно аналитического обеспечения ЦУКС ГУ. В данном отделении производится учет анализ и хранение информации о ДТП.

© МЧС России, 2011