Опыт применения систем обнаружения и оповещения в субъектах Российской Федерации

Анализ организации межведомственной системы экстренного реагирования и спасания участников дорожного движения (на примере Ростовской области)

Каждая из государственных структур Ростовской области создает или имеет свою собственную сеть управления и связи.

Программы развития информационно-телекоммуникационной системы не приняли системного взаимоувязанного характера и в целом кроме МЧС России этой проблеме не уделяется должного внимания.

В области функционируют по меньшей мере 3 ГИС – системы со своими неконвертированными базами данных.

Во многих органах обеспечения безопасности и правопорядка, относящихся к различным федеральным органам исполнительной власти, их территориальными органами и организациями, используется радиосвязь несовместимых стандартов, в результате чего прямое оперативное взаимодействие этих органов и непосредственная реализация системы взаимного оповещения экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее – СВО ДТП) становится серьезной проблемой, требующей проведения комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части создания типовой СВО ДТП для субъекта Российской Федерации.

Мининформсвязи России принят и рекомендован для взаимоувязанного применения протокол профессиональной подвижной связи Tetra.

Опыт, накопленный в системе РСЧС в части обеспечения взаимодействия, поддержки и организации единого информационного обмена, позволяет решать указанные задачи на самом высоком техническом уровне, задействуя взаимоувязанные региональные управляющие центры НЦУКС и системы ОКСИОН в интересах повышения уровня координации и создания эффективной СВО ДТП.

Оптимизация привлечения сил и средств на место ДТП – самый эффективный механизм обеспечения работы дорогостоящей реанимационной и тяжелой инженерной и пожарно-спасательной техники только по предназначению, что является значительным экономическим фактором, учитывая стоимость необоснованного выезда указанной техники на радиус до 50 км.

Анализ ведомственной нормативной правовой базы в области реагирования на ДТП, приводит к выводу о том, что, несмотря на то, что ядром системы оказания помощи в ДТП с тяжелыми последствиями, в том числе связанными с перевозкой особо опасных грузов, являются действия спасателей, нормативная правовая база, однозначно определяющая и регламентирующая порядок их действий, ответственность и правила взаимодействие на месте ДТП, а также порядок использования инфраструктуры служб ЕДДС «01» в системе взаимного оповещения экстренных и других привлекаемых служб на место ДТП, практически отсутствует, в особенности в форме межведомственных документов.

Необходимо подчеркнуть, что документация ДПС ГИБДД МВД России, бригад Скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития России в принципе является самодостаточной (протоколы осмотра, порядок оказания медицинской помощи, порядок информирования собственных оперативных служб и т.п.) и не требует межведомственных действий по согласованному принятию решений.

МЧС России совместно с МВД России в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006 – 2012 г.г.» (далее – Программа) проводится комплекс работ, направленных на повышение безопасности участников дорожного движения.

Проведенный анализ показывает, что тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), количество жертв и пострадавших в них во многом обусловлены отсутствием развитой современной комплексной системы жизнеобеспечения, оповещения, спасания, обеспечения безопасности и технической помощи участникам дорожного движения, а также низкой координацией и разобщенностью в организации экстренного реагирования существующих служб – ГИБДД, «Скорой помощи», «Службы спасения», страховых компаний, дорожной службы и других привлекаемых организаций.

Наиболее эффективно, в том числе экономически, указанный комплекс мероприятий может быть реализован комплексно, путем строительства (ремонта) автотрасс и создания специально оборудованной инфраструктуры - сети комплексов жизнеобеспечения, безопасности, технического обслуживания и спасания (далее – МАКОМ), располагаемых на выделенных участках ответственности (через 100 – 200 км).

Организация единой информационной системы координации экстренных служб, а также системы обращения участников ДТП через Единые дежурно-диспетчерские службы МЧС России по общероссийскому телефону спасения «01», «112» коренным образом снизит разобщенность при организации экстренного реагирования и будет эффективно способствовать выполнению общих целей Программы.

Задача организации эффективного спасания на дорогах может быть решена путем создания комплексных бригад первой помощи в ДТП (далее – комплексные бригады), действующих на сети МАКОМов и дежурящих на автомобилях первой помощи в ДТП в пределах закрепленных участков автотрасс в составе: спасатель-химик, спасатель - медик, спасатель – аккредитованный Российским союзом автостраховщиков, водитель – уполномоченный ГИБДД.

Задачей указанных автомобилей становится оперативное прибытие на место ДТП, осуществление неотложных спасательных и эвакуационных мероприятий, оценка обстановки, в том числе для ДТП с участием автотранспорта, перевозящего опасные грузы, передача информации в ЕДДС «01», центры ДТП Общероссийской комплексной системы оповещения и информирования ОКСИОН, региональные центры Национального центра управления в кризисных ситуациях (в соответствии с классификацией ЧС) для принятия решений на привлечение аврийно-спасательной, медицинской, инженерной и другой специализированной техники второго и последующих эшелонов. Таким образом, деятельность комплексных бригад на автомобилях первой помощи в ДТП будет эффективно способствовать оптимизации задействования дорогостоящей реанимационной и пожарно-спасательной техники и другой техники, обслуживающей населенные пункты.

Базирование автомобилей первой помощи в ДТП предлагается на сети МАКОМов, организуемых в форме муниципальных предприятий, отвечающих за весь комплекс услуг жизнеобеспечения, обеспечения безопасности и спасения на выделенном участке автотрассы. Технико-экономическая проработка указанных вопросов проведена совместно с МВД России, Минздравсоцразвития России и администрацией Ростовской области в рамках ФЦП на примере задействования муниципальной составляющей сил Всевеликого войска Донского.

Механизмом финансирования комплексных бригад первой помощи в ДТП может стать направление части средств, полученных за счет деятельности муниципальных предприятий, эксплуатирующих сеть МАКОМов, а также части региональных средств от ОСАГО.

Механизмом реализации указанных предложений в части создания экономически эффективной сети МАКОМов системы жизнеобеспечения, безопасности, технического обслуживания и спасания предлагается инвестиционная межведомственная целевая программа «Жизнеобеспечение, безопасность и спасание на дорогах» (далее – Программа), которая может быть разработана совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти как результат реализации работ в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2006 – 2012 г.г.».

Реализация предлагаемых решений в области создания комплексной системы жизнеобеспечения и спасания на дорогах проводится на основе проведенных в рамках ФЦП исследований путем создания опытных зон по прикрытию федеральных трасс М-10 (г. Москва – г. Санкт-Петербург) и М – 4 «Дон» (г. Москва – г. Воронеж – г. Ростов на Дону – г. Краснодар).

© МЧС России, 2011