Оповещение экстренных служб при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

Зарубежный опыт функционирования систем вызова экстренных служб

Европейская служба «112»

В Европе системы спасения строятся практически по тем же принципам, что и в США, но в качестве единого телефонного номера в странах ЕС принят номер «112». Решением Европарламента номер «112» в объединенной Европе становится обязательным при возникновении чрезвычайной ситуации с угрозой для жизни.

Европейские страны, включая Россию, подписали в 1998 году телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал «112», т.е. находясь в любой из европейских стран, можно, в случае необходимости, набрать номер «112» и получить помощь. В связи с чем эта система работает в Европе недавно, то, как правило, номер «112» обслуживают либо пожарные, либо полиция, которые привлекают другие службы.

Служба «911»

Служба «911» в США и Канаде получила свое название по универсальному телефонному номеру «911», обеспечивающему выход жителей и организаций конкретного района на соответствующую местную систему общественной безопасности.

Служба «911» обслуживает как городское, так и сельское население. Ежегодно в неё поступает более 100 млн. вызовов, что составляет порядка 300 тысяч вызовов в сутки. Для создания и обеспечения работы системы «911» и дальнейшего её совершенствования законодательствами ряда штатов введен налог на каждый телефонный номер (порядка 0,25-0,5 доллара в месяц). К настоящему времени в США создана целая отрасль промышленности, обеспечивающая нужды системы общественной безопасности.

Исследования по использованию служб чрезвычайной помощи, проведенные в США, показали, что менее чем 50% граждан США знает собственные номера их специальных служб. В добавление к этому при возникновении чрезвычайного происшествия 10% граждан нуждается в оказании помощи более чем одного типа службы чрезвычайной помощи. Не менее важным фактом использования системы «911» является более эффективное, более рентабельное использование ограниченных ресурсов чрезвычайной службы.

Несмотря на все успехи службы «911», она имеет и свои проблемы. В частности, практика работы службы «911», рассчитанная на обслуживание звонков именно чрезвычайного характера, показывает, что порядка 50% телефонных обращений к службе «911» из общего количества звонивших не являются чрезвычайными. Система часто перегружается, многие действительно чрезвычайные звонки ставятся в очередь. Пресса отмечает немало случаев, когда такие ситуации приводили к трагическим исходам: звонивший не смог или не успел «отстоять очередь» к оператору службы «911».

Для решения этой проблемы предпринимается ряд шагов. В частности, дополнительно к системе «911» уже создается система «311», которая обслуживает нечрезвычайные звонки. Проводится пропагандистская компания, специальные уроки в школах по использованию номера «911». Отмечается много случаев, когда на систему «911» поступают ложные вызовы, приводящие к перегрузке системы и бесполезному расходованию имеющихся ресурсов. Следует отметить, что развитие службы «911» потребовало формирования развитой законодательной базы, которая отражает все вопросы создания и работы служб спасения, их финансирование и ответственность, ответственность граждан за ложные вызовы, вопросы соблюдения конфиденциальности данных и т.д.

В конце 80-х годов появились первая расширенная или усовершенствованная система «Е 911» (Enhanced 911). В системе «Е 911» уже используются оборудование маршрутизации вызовов, и компьютерная база данных, обеспечивается цифровой обмен данных по сети. Обработка информации осуществляется на компьютере, производится автоматическое определение номера и местонахождения позвонившего абонента.

© МЧС России, 2011